«Discovery» — обзоры музыкальных альбомов


John McLaughlin and the 4th Dimension — To the One

фьюжн, джаз рок, электр. джаз

Патриарх электрической джазовой гитары Джон Маклафлин вместе с Майлсом Дэвисом в конце шестидесятых-начале семидесятых годов прошлого века стоял у истоков джаз-рока, когда команда музыкантов Дэвиса записала два эпохальных альбома — «In a Silent Way» (1969) и «Bitches Brew» (1970), возвестивших о наступлении нового музыкального измерения. И с тех пор Маклафлин всегда был на переднем крае инновативной музыки, постоянно экспериментируя со стилями и составами. Высочайшая техника, творческая энергетика и тончайшее понимание философии музыки — вот что такое Джон Маклафлин сегодня. Его стилистическое разнообразие очень многогранно — от тяжелейшего джаз-рока до сложнейшего концерта для гитары с Лондонским симфоническим оркестром, от психоделического джаза до фламенко, от джазовых стандартов до этнической музыки.

В 2007 году Маклафлин покинул звукозаписывающий монстр «Universal Records» и перешёл работать на маленький рекорд-лейбл «Abstract Logix», расположенный в прекрасном природном уголке Северной Каролины. Здесь он организовал свой новый джаз-роковый квартет под названием «the 4th Dimension», в состав которого вошли клавишник и эпизодический барабанщик Гэри Хасбэнд, басист Эдриан Феро и барабанщик Марк Мондезир. С этим составом в 2007 году Маклафлин провёл большое турне по Северной Америке, а в 2008 — по Европе. Правда, во время европейских гастролей из-за сломанного пальца Феро был заменён Домиником Пьяццой.

По окончании этих гастролей в 2009 году ими был выпущен DVD «Live @ Belgrade». Кроме того, Маклафлин также принял участие в записи «концертника» «Five Peace Band Live» в составе супер-группы, куда также вошли Чик Кориа, Херби Хэнкок, Кенни Гарретт, Крисчиен МакБрайд и Винни Колаита. Этот альбом в начале 2010 года был удостоен премии «Грэмми» как лучший инструментально- джазовый альбом года (2009).
К моменту записи в конце 2009 года нового альбома «To The One» с коллективом «the 4th Dimension» Эдриана Феро сменил молодой и талантливый басист из Камеруна Этьенн Эмбаппе. На этом альбоме группа представила шесть пьес пера Джона Маклафлина. Эти композиции, как написал сам Джон в буклете к компакт-диску, были написаны им под сильным влиянием альбома Джона Колтрейна «A Love Supreme», который играет ключевую роль во всей его музыкальной и духовной жизни. И своим новым альбомом «To The One» Маклафлин попытался отдать дань уважения своему давнему кумиру. Шесть композиций нового диска квартета Маклафлина достойно, как мне кажется, сохраняют и передают творческий дух «золотого» квартета Джона Колтрейна. Чёткие композиционные приёмы великого саксофониста смешаны здесь с элементами собственного комплексного стиля Маклафлина и сплетены в единое целое абсолютным взаимопониманием участников «Четвёртого измерения». Они плетут на треках этого альбома такую же затейливую и плотную звуковую ткань, какую задумывал и Элвин Джонс, знаменитый барабанщик Колтрейна.

Элвин Джонс, будучи в конце пятидесятых участником того «золотого» колтрейновского квартета, разработал свой уникальный стиль и, играя на барабанах, он, с помощью ударной установки, с периодически-мощными акцентами, создавал вязкое и обволакивающее звуковое наполнение исполняемой музыкальной композиции. На диске «To The One» роль саксофона взяла на себя гитара Маклафлина, то быстрая и слегка колючая («Discovery»), то задумчивая, изредка вспыхивающая короткими рельефными пассажами («Special Beings»), то трепетная и пульсирующая («Recovery»). На двух треках («Lost and Found» и «To the One») Маклафлин использует гитарный синтезатор и звук приобретает необычный оттенок духовых инструментов типа флейты или гобоя.

Остальные участники квартета Маклафлина исполняют свои партии также на самом высоком исполнительском уровне, под стать своему лидеру. Барабанщик Марк Мондезир, как всегда, очень тонко создаёт ритмическую основу для солирующих инструментов (как раз в духе Элвина Джонса), клавишные соло Гэри Хасбэнда то и дело выплёскиваются элегической импрессией, а бас Этиенна Эмбаппе предстаёт неожиданно то бубнящее-импульсным звуком, то эмбиэнтно-фланирующим полётом шмеля, как на треке «Lost and Found». Эта баллада, самая короткая композиция на этом альбоме, явилась и самой заметной и красивой.

Scorpio_rising, 25 июня 2010 г.

трек лист CD:
1. Discovery (J.McLaughlin) (6:19)
2. Special Beings (J.McLaughlin) (8:38)
3. The Fine Line (J.McLaughlin) (7:43)
4. Lost and Found (J.McLaughlin) (4:26)
5. Recovery (J.McLaughlin) (6:21)
6. To the One (J.McLaughlin) (6:34)

общее время звучания: 40:01;

Состав:
Джон Маклафлин — гитары, гитарный синтезатор (4 и 6 треки);
Гэрри Хасбэнд — клавишные, барабаны, перкуссия;
Этиенн Эмбаппе — бас;
Марк Мондезир — барабаны;