Jimmy Owens — The Monk Project
Один из родоначальников бибопа, выдающийся пианист и композитор, «джазовый гигант» Телониус Монк стал источников вдохновения не для одного десятка музыкантов, и не только джазовых. Его оригинальный, рваный стиль музыцирования (он нажимал на клавиши рояля никогда не сгибая пальцев) многими музыкальными знатоками считался дилетантским и долгое время не имел успеха у публики. Тем не менее, после многих выпущенных альбомов и концертных выступлений; с ведущими джазовыми музыкантами на многочисленных сценах в основном ночных клубов он получил признание у джазовых меломанов, а музыкальными критиками был причислен к лику святых в паноптикум выдающихся музыкантов современности, а его лучшие композиции стали классикой джаза. Монк является вторым композитором по количеству наиболее часто исполняемых композиций другими музыкантами после великого Дюка Эллингтона. Всего Телониусу Монку принадлежит около 70 пьес собственного сочинения, наиболее известные из которых «Round Midnight», «Pannonica», «Ruby, My Dear», «52nd Street Theme», «Brilliant Corners»…
Джимми Оуэн, известный джазовый трубач, стал лауреатом американской правительственной награды 2012 года «Мастера джаза» (NEA Jazz Master), которую он получил в номинации «Защитник джаза» как преподаватель и пропагандист джаза. Оуэн за свою 45-летнюю музыкальную карьеру поиграл совместно со многими выдающимися джазменами и принимал участие бесчисленное количество раз в самых разных больших и малых джазовых составах. А вот сольные альбомы в качестве лидера записывает очень редко. Альбом «The Monk Project» как раз такой редкий случай. Записав этот трибьют-альбом, трубач воплотил свою давнишнюю мечту воздать свои музыкальные почести Телониусу Монку. Для записи «The Monk Project» он созвал под свои знамёна блестящих джазовых инструменталистов — давнишнего коллегу по студии звукозаписи «IPO Recordings» блестящего пианиста Кенни Баррона, тромбониста-виртуоза Уайклифа Гордона, тенор-саксофониста Маркуса Стрикленда, известного мульти-инструменталиста — тубаиста и баритон-саксофониста Хоуарда Джонсона, который хорошо знал Телониуса и принимал участие в совместных с ним записях. Ритм-секцию, во главе с вышеназванным Барроном, составили басист Кенни Дэвис и барабанщик Уайнард Харпер.
В альбом «The Monk Project» Джимми Оуэн включил десять композиций, из которых девять авторства Монка и одна («It Don’t Mean A Think») Дюка Эллингтона. Аранжируя этот проект Джимми Оуэн хотел придать, как он сам сказал, этим пьесам блюзовый оттенок. Для этого и музыкантов для записи альбома подбирал знающих толк в блюзе. Этот74-минутныйдиск включает в себя как хорошо известные хиты Монка, так и нечасто исполняемые, как например «Stuffy Turkey». Открывающая этот диск мажорная и интенсивно свингующая композиция «Bright Mississippi» сразу даёт понять слушателю, что этот сборник известных композиций будет исполнен слегка не так, как это делали до Оуэна. Вторая и третья композиции являются одними из лучших на диске и представляют собой квинтэссенцию лучших качеств всего альбома. Почти7-минутная«Well You Needn’t» представляет нам отлично выверенные звуки оуэновского флюгельгорна под аккомпанемент быстрого и мягкого рояля Баррона, который чётко следует за извилистыми импровизациями своего лидера. Чистейший звук, передающий все оттенки инструментов. А интерпретация пьесы «Blue Monk», начинающаяся несколько вычурно при обилии духовых инструментов, вскоре обнаруживает свои явно блюзовые корни этой вариации. Из общего хора выделяется лениво-солирующая труба Джимми, тромбон Гордона начинает приглушённо рычать, его вскоре сменяет саксофон Стрикленда. Длинное соло — отчаянно-жалующаяся на что-то своё, а временами бурчащая, явно передразнивающая какого-то нелюбимого ею персонажа, засурдиненная труба. Следующий за ней чистейший звук саксофона — как глоток свежего воздуха. Фоном — пульсирующий и задающий такт общему ритму молодчина-рояль.
Весёлое настроение «Stuffy Turkey» сменяется медленным и печальным на композиции «Pannonica», где рояль и тромбон передают из уст в уста эстафетную палочку светлой грусти. Классическая свингующая пьеса Дюка Эллингтона «It Don’t Mean A Think» выделяется вкрадчивыми и интригующими звуками трубы Оуэна, тубы Джонсона, плачущим тромбоном Гордона и плетущим свою мудрёную вязь контрабасом Дэвиса.
Три композиции, завершающие этот блестящий альбом, являются одними из самых длинных по продолжительности.
«Brilliant Corners» — одно из самых сложных и композиционно-запутанных произведений Монка. Основную идеологическую нагрузку здесь несёт рояль — игра Кенни Баррона великолепна, он плетёт хитроумную и сложную вязь аккордов, извлекаемых им из чёрно-белых клавиш своего рояля, на подхвате у него труба и другие медные инструменты … Один из краеугольных джазовых канонов, «Reflections», предстаёт перед слушателем печально-романтической мелодией, где солирующие партии приходятся в основном на Оуэна и Баррона, а последняя и самая длинная по времени зажигательная пьеса «Epistrophy» из свингующей мелодии незаметно превращается в искромётный блюз и обратно.
Великолепные исходные мелодии, яркие и запоминающиеся аранжировки, отличная игра всех музыкантов этого проекта, очень качественный звук благодаря превосходной работе звукоинженеров — вот итог неоднократного прослушивания этого альбома. Ну, а что вы хотите — ведь это Монк и первостатейный джаз!
Record Label: IPO Recordings
мэйнстрим джаз, модерн постбибоп
Jimmy Owens — trumpet, flugelhorn
Wycliffe Gordon — trombone
Marcus Strickland — tenor saxophone
Howard Johnson — tuba, baritone saxophone
Kenny Barron — piano
Kenny Davis — bass
Winard Harper — drums
Треклист:
- Bright Mississippi (Т. Монк) 5:40
- Well You Needn’t (Т. Монк) 6:47
- Blue Monk (Т. Монк) 8:40
- Stuffy Turkey (Т. Монк) 6:54
- Pannonica (Т. Монк) 6:51
- Let’s Cool One (Т. Монк) 8:49
- It Don’t Mean A Think (Д. Эллингтон) 5:42
- Brilliant Corners (Т. Монк) 9:49
- Reflections (Т. Монк) 4:49
- Epistrophy (Т. Монк) 10:56
12 февраля 2012 г.
Scorpio Rising