Jean-Luc Ponty — Life Enigma
Жан-Люк Понти всё больше становится программистом, в его интервью всё больше звучат такие слова, как «Макинтош», «Pro Tools», «24 бита» и т.д. Он осваивает OS9, а «MAC OS X for Dummies» становится его настольной книгой. Вот и свой новый альбом «Life Enigma» Жан-Люк записал, используя электронную скрипку, синтезатор, электронную перкуссию и электронный синклавир.
«Life Enigma» — это первый за последние 7 лет сольный студийный альбом французского скрипача-виртуоза: последний раз он записывал «сольник» в 1993 году — «No Absolute Time». В новом альбоме Понти вернулся к своим мелодическим и гармоническим корням второй половины 70-х годов — в то время он записал свои наиболее популярные альбомы: «Enigmatic Ocean» (1977) и «Cosmic Messenger» (1978). Но качество звука «Life Enigma», конечно, сильно отличается от тех альбомов. Сам Жан-Люк признал, что, используя Макинтош и 24-битную запись, он добился свого самого качественного звука.
Вместе с Понти записывались: давно сотрудничающий с ним талантливый барабанщик Тьерри Арпино, который, правда, не очень заметен на этом альбоме; Мустафа Киссе, перкуссионист, который также немного потерялся в этой электронной смеси; басист Guy Nsangue Akwa, который, наоборот, заметен почти на всех треках; и прекрасный пианист Уильям Леконт, который принял участие в записи только одного, последнего, трека. Зато сам Понти блистает своим виртуозным владением скрипкой и компьютером. Особенно хороша стартовая композиция «Two Thousand — One Years Ago»: прекрасная мелодия, великолепная скрипка то нежная и быстрая, чарующая и магическая. Спектр электронной скрипки здесь очень близок к спектру духовых инструментов и временами очень похож на звук трубы! Ничуть не уступает в мелодичности и четвёртый трек «Lonely Among All» — медленная и хорошо сбалансированная композиция. Скрипка опять просто великолепна, очень полновесная перкуссия.
Также выделяются превосходным звуком следующие композиции:
«Firmament» — скрипка звучит короткими штрихами, но когда в игру вступает электронный бас Guy Nsangue Akwa, то и скрипка сразу же становится деловой и басовитой, опять приближаясь по звучанию к джазовой трубе. Также запомнилось соло рояля, захлёбывающегося от высокой скорости исполнения композиции;
«Life Enigma» — с полновесным, глубоким и мягким, звучанием ударных, скрипка с эхом, напоминающая трубный рёв зверей в ночных джунглях.
Можно отметить также и «The Infinite Human Caravan», «Even the Sun Will Die» и «Love at Last Sight». Но, несмотря на благоприятное, в общем, впечатление от этого диска, чувствуется, конечно, отсутствие более чувственных и глубоких сольных пассажей Понти. Слишком много на диске ровных и гладких мест. Отвлекаясь на разнообразные keyboards, electronic percussion, synclavier, etc скрипач теряет страсть и энергию, в произведениях не чувствуется перца и соли…
Музыкальный почерк Понти на этом альбоме можно охарактеризовать как джаз-рок, дополненный элементами эйсид-джаза плюс драм-энд-бас. Конечно, это далеко от стиля таких его великолепных альбомов, как «Tchokola» (1991), записанный в сотрудничестве с западно-африканскими музыкантами и наполненного экзотическими world-music гармониями; или «The Rite of Strings» (1995), который Жан-Люк Понти записал совместно с блестящими гитаристом Эл ДиМеолой и басистом Стенли Кларком; или «No Absolute Time» (1993), с преобладанием этно-инструментов и интенсивной перкуссии (первое сотрудничество Понти и Мустафы Киссе).
Вячеслав Кудревич
Ссылки:
Официальный сайт: http://www.ponty.com/
Треклист:
1. Two Thousand-One Years Ago
2. Signals From Planet Earth
3. The Infinite Human Caravan
4. Lonely Among All
5. Firmament
6. Pizzy Cat
7. Life Enigma
8. Even the Sun Will Die
9. Love at Last Sight
10.And Life Goes On